История Ясоса насчитывает по меньшей мере три тысячелетия. В античной мифологии можно встретить упоминание о том, как жители Аргоса (одного из древнейших городов Европы) еще за тысячу лет до нашей эры начали колонизировать земли по берегам Эгейского моря, однако наткнулись в Карии на сопротивление местных жителей, но все же смогли утвердиться в районе Иасоса, получив помощь от жителей Милета - расположенного неподалеку города, по легенде также основанного выходцами из Аттики (области, лежащей чуть севернее Аргоса).
Конечно, это всего лишь предания, однако уже в VI веке до нашей эры город существовал, являясь по сути небольшим самостоятельным государством, процветавшим благодаря рыбной ловле и добыче мрамора и иного строительного камня. Вот что пишет об этом Страбон:
... Иас, лежащий на острове, примыкающем к материку. Город имеет гавань, и его жители добывают большую часть средств для пропитания из моря, так как в море много рыбы, а земля бесплодна.
После прихода персов в Малую Азию Ясос оказался частью империи Ахеменидов. Однако победы знаменитых царей Кира и Дария Великого сменились поражениями не менее знаменитого Ксеркса, и в середине V века до нашей эры Ясос стал частью Делийского лиги - объединения греческих полисов, боровшихся с персами под руководством Афин.
В 412 году Ясос, несмотря на избавление от персидского владычества, был разорен: на город напали спартанцы, боровшиеся в ту пору с Афинами. Город был передан под власть Тиссаферна, одного из персидских сатрапов; в ту пору он как раз союзничал со Спартой. Позже, однако, спартанцы отказались его поддерживать, и Ясос, как и другие прибрежные города, вышли из-под его контроля.
Вскоре осле гибели Тисаферна полис, как и вся Кария, оказался во власти Гекатомна - еще одного персидского сатрапа. В 370-ые годы до нашей эры Гекатомн фактически добился независимости для своей области, и при его сыне Мавсоле, который более всего прославился благодаря возведению величественной гробницы, Кария существовала фактически как независимое государство. В эти годы Ясос чеканил собственные монеты. С той поры до наших дней дошли агора (частично перестроенная при римлянах), фрагменты портиков, булевтерий.
В 334 году начался поход Александра Македонского, во время которого иасcейцы (жители Иасоса) оказывали помощь Милету и персидским воинам, служившим в Карии. Тем не менее участие полиса в войне было незначительно. Античный историк Арриан упоминает Ясос лишь в одном эпизоде:
Персы... подошли к Милету... Они узнали, что матросы в большинстве своем разбрелись с кораблей, получив приказ одним идти за топливом, другим за продовольствием, третьим за фуражом. Какая-то часть моряков действительно отсутствовала, но из тех, которые были налицо, составился полный экипаж для десяти кораблей, и Александр, видя пять подплывающих персидских триер, спешно послал на них эти корабли, велев бить в неприятельские суда носом. Персы... повернули и бежали к остальному флоту. Во время этого бегства был захвачен тихоходный корабль иассейцев со всем и людьми; остальным четырем удалось уйти к своим. Так ничего и не добившись, отплыли персы из-под Милета.
Вскоре Александр захватил и Милет, и Галикарнас. Ясос был взят без боя. С той поры до наших дней дошли фрагменты крепостных стен. Тогда же в городе жили прославившие его уроженцы, в том числе философ Диодор Кронид, большой мастер парадоксов.
В III веке город оказался под властью Пергамского царства, однако, как и многие другие прибрежные города, имел ряд льгот по торговле и налогам. В начале II века до нашей эры на Ясос претендовали и македонцы и родосцы, однако город достался в итоге династии Птолемеев, которая правила в Египте, но имела ряд владений на территории нынешней Турции; вскоре они передали город во власть римлян.
II-I века - расцвет региона. Активная торговля позволяет вести активное строительство: расширяется агора и гавань, перестраивается булевтерий (булевтерион; сначала он был исключительно местом заседания городских властей, но при римлянах стал использоваться также как место театральных представлений для городской знати). Недалеко от города находилось святилище богини Гестии, покровительнице домашнего очага и сестры Зевса. Культ Гестии уходит корнями глубоко в прошлое; еще Гомер описывал поклонение этой богине:
Дом священный метателя стрел, Аполлона-владыки,
Ты охраняешь в Пифоне божественном, дева Гестия!
Влажное масло с твоих нистекает кудрей непрестанно.
Этот, владычица, дом посети, — низойди благосклонно
Вместе с Кронидом всемудрым.
Аполлона в Ясосе также весьма чтили: местные монеты чеканились именно с его портретом. Был развит и культ Посейдона, вообще традиционный для побережья Эгейского моря.
Уже в II веке нашей эры город теряет значение, хотя и продолжает оставаться значимым центром рыбной лови и добычи мрамора. От позднеримских времен до нас дошли остатки жилых зданий
После распада Римской империи город стал частью Византии. Важнейший архитектурный памятник тех времен - базилика. В отличие от многих других городов, опустевших еще в на рубеже тысячелетий, Ясос был покинут лишь в начале XV века, во время экспансии османов (при этом недолгое время в XIII веке город был небольшим форпостом крестоносцев). Турки не стали занимать город; лишь в XVIII веке возле него возникла небольшая деревня, существующая и поныне под названием Кийкишлачик.
Первые археологические работы на территории Ясоса были проведены еще в 1830-ые годы. С 1960 года исследования ведут в основном итальянские археологи.
p.s.В сентябре 2013 года на территории Ясоса была проведена очередная серия археологических работ, в ходе которых было установлено, что первые поселения на территории города появились, вероятно, еще 4000 лет назад. Были найдены артефакты, а также фрагменты древних дорог и канализации. Вероятно, поселение пострадало от извержения вулкана Санторини 3600 лет назад.